Penzadoctor - Новости - Новости

Школьные нагрузки – угроза психическому здоровью детей

Более года назад сенсационное заявление главного психиатра Минздрава России Зураба Кекелазде о том, что психическое здоровье школьников в России под угрозой, всколыхнуло волну возмущения, но только со стороны членов Общественной палаты России. Для простых обывателей и родителей оно прошли почти незамеченным. Между тем, эта информация крайне важна, прежде всего, родителям: доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, главный внештатный психиатр Минздрава, директор института судебной психиатрии имени В.П. Сербского Зураб Кекеладзе заявил, что 70 % школьников в России имеют нарушения психоэмоционального состояния.

Общественная палата России направила запрос в Министерство здравоохранения Российской Федерации, с целью получить ответ на вопрос: чем же занимается отечественная медицина, если в среде самой важной части населения страны существуют такие серьезные проблемы как психоэмоциональные нарушения, да ещё в таком масштабе? Ведь это дискредитирует как Минздрав страны, так и всю систему здравоохранения, а кроме этого ставит под сомнение возможности государства по соблюдению конституционных гарантий по защите детства.

Однако, коллеги доктора Кекеладзе в основной массе согласились с его пессимистичной оценкой положения дел. При этом некоторые эксперты отметили, что заявление профессора — это камень в огород не только и не столько системы здравоохранения.

Что не так в российских школах?

Ни для кого не секрет, что основной причиной как физического, так и психического нездоровья детей является школа. При этом, обращают внимание эксперты, в заявлении Кекеладзе речь идет именно о психоэмоциональных нарушениях, так как мозговые дисфункции, нарушение адаптации, а не о психиатрических диагнозах.

В качестве объяснения причины психоэмоциональных нарушений у детей приводится весьма наглядное сравнение: в большинстве развитых стран установлена максимальная продолжительность рабочего дня взрослого человека, которая не превышает 8 часов, или максимум 40 часов в неделю.

ребенок в школе

Какова же учебная нагрузка на школьников? Количество уроков уже в 6 классе увеличивается до шести. В более старших классах — до семи. То есть ребенок проводит в школе не менее шести часов. При этом он занят не одной работой, как мы с Вами, а постоянно переключается на разные предметы, разные виды деятельности. После школы ему необходимо сделать домашнее задание, которое отнимает от трех до пяти часов. Если ребенок занимается дополнительно — музыкальная или художественная школа, секция, кружок — период его занятости увеличивается на срок от трех до четырех часов. Простейшая арифметическая операция сложения открывает весьма пугающую картину: школьник среднего звена в течение дня может быть занят разными видами деятельности от девяти до двенадцати часов. В старшей школе ситуация может быть еще более удручающей.

То есть нагрузка на ребенка, с не полностью сформированной психикой, который тратит большое количество энергии на рост и развитие, в среднем почти в 1,5 раза больше той нагрузки, которую испытывает взрослый человек. Специалисты считают данную ситуацию недопустимой.

ребенок школа

Непосильная нагрузка в школе калечит детей

Наивно было бы полагать, что при такой нагрузке на детей и подростков мы не будем наблюдать те или иные виды психоэмоциональных нарушений.

Пока ситуация не столь катастрофична, как могла бы быть. Благодаря высокой пластичности детской психики школьники способны адаптировать к таким повышенным нагрузкам. Однако очевидно, что это не пройдет без последствий. На выходе из школы мы имеем огромное количество больных детей. К примеру: подавляющее большинство молодых людей не пригодны к воинской службе.

Не нужно думать, что соматические проявления никак не связаны с психоэмоциональной дисфункцией. Любая дисфункция, дисгармония в психоэмоциональном развитии ребенка приводит к расстройству тех или иных функций организма.

Таким образом, действующая в стране система образования создала базу для формирования полностью больного поколения.

Как помочь своему ребенку?

Как помочь ребенку справиться с все возрастающими нагрузками в школе и избежать негативных последствий?

Некоторые родители принимают решение о переводе ребенка на семейное образование. Такая форма обучения предусмотрена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Учебный план при домашнем обучении позволяет организовать рабочее время ребенка максимально адаптировано под его психологические и физиологические особенности, сбалансировать время труда и отдыха. С каждым годом число детей «домашников» в нашей стране неуклонно растет.

Однако для большинства родителей такой вариант решения проблемы является неприемлемым. Так как же помочь ребенку справиться с нагрузками? Несколько советов:

  1. Постарайтесь сократить внешкольную нагрузку ребенка. Если ребенок ходит в музыкальную или художественную школу, и Вы видите, что ребенок очень утомлен в конце дня, возможно необходим пересмотреть свои приоритеты в пользу здоровья ребенка отказавшись от дополнительного обучения.
  2. Ограничьте пребывание ребенка за компьютером или смартфоном. Установите время, в течение которого ребенок может, например, поиграть в компьютерные игры или посмотреть мультфильмы. Врачи не рекомендуют младшим и средним школьникам играть на компьютере дольше получаса.
  3. Следите за тем, что бы Ваш ребенок высыпался, ложился спать и вставал в одно и то же время.
  4. Если школьник мало двигается, не посещает спортивные кружки и секции, обеспечьте ему максимальную двигательную активность и пребывание на свежем воздухе: прогулки в парке, пикники и экскурсии за город.
  5. Садиться делать домашнюю работу лучше всего после 15 часов, когда в организме наблюдается повышение трудоспособности. Следите за тем, что бы ребенок не отвлекался на телевизор или телефон, а также делал 10-минутные перерывы после каждых 40 минут занятий.
  6. Всегда будьте готовы оказать помощь ребенку в выполнении домашней работы, поощряйте его за успехи. Это повысит его мотивацию и благотворно подействует на психоэмоциональное состояние ребенка.