Школьные нагрузки – угроза психическому здоровью детей
Более года назад сенсационное заявление главного психиатра Минздрава России Зураба Кекелазде о том, что психическое здоровье школьников в России под угрозой, всколыхнуло волну возмущения, но только со стороны членов Общественной палаты России. Для простых обывателей и родителей оно прошли почти незамеченным. Между тем, эта информация крайне важна, прежде всего, родителям: доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации, главный внештатный психиатр Минздрава, директор института судебной психиатрии имени В.П. Сербского Зураб Кекеладзе заявил, что 70 % школьников в России имеют нарушения психоэмоционального состояния.
Общественная палата России направила запрос в Министерство здравоохранения Российской Федерации, с целью получить ответ на вопрос: чем же занимается отечественная медицина, если в среде самой важной части населения страны существуют такие серьезные проблемы как психоэмоциональные нарушения, да ещё в таком масштабе? Ведь это дискредитирует как Минздрав страны, так и всю систему здравоохранения, а кроме этого ставит под сомнение возможности государства по соблюдению конституционных гарантий по защите детства.
Однако, коллеги доктора Кекеладзе в основной массе согласились с его пессимистичной оценкой положения дел. При этом некоторые эксперты отметили, что заявление профессора это камень в огород не только и не столько системы здравоохранения.
Что не так в российских школах?
Ни для кого не секрет, что основной причиной как физического, так и психического нездоровья детей является школа. При этом, обращают внимание эксперты, в заявлении Кекеладзе речь идет именно о психоэмоциональных нарушениях, так как мозговые дисфункции, нарушение адаптации, а не о психиатрических диагнозах.
В качестве объяснения причины психоэмоциональных нарушений у детей приводится весьма наглядное сравнение: в большинстве развитых стран установлена максимальная продолжительность рабочего дня взрослого человека, которая не превышает 8 часов, или максимум 40 часов в неделю.
Какова же учебная нагрузка на школьников? Количество уроков уже в 6 классе увеличивается до шести. В более старших классах до семи. То есть ребенок проводит в школе не менее шести часов. При этом он занят не одной работой, как мы с Вами, а постоянно переключается на разные предметы, разные виды деятельности. После школы ему необходимо сделать домашнее задание, которое отнимает от трех до пяти часов. Если ребенок занимается дополнительно музыкальная или художественная школа, секция, кружок период его занятости увеличивается на срок от трех до четырех часов. Простейшая арифметическая операция сложения открывает весьма пугающую картину: школьник среднего звена в течение дня может быть занят разными видами деятельности от девяти до двенадцати часов. В старшей школе ситуация может быть еще более удручающей.
То есть нагрузка на ребенка, с не полностью сформированной психикой, который тратит большое количество энергии на рост и развитие, в среднем почти в 1,5 раза больше той нагрузки, которую испытывает взрослый человек. Специалисты считают данную ситуацию недопустимой.
Непосильная нагрузка в школе калечит детей
Наивно было бы полагать, что при такой нагрузке на детей и подростков мы не будем наблюдать те или иные виды психоэмоциональных нарушений.
Пока ситуация не столь катастрофична, как могла бы быть. Благодаря высокой пластичности детской психики школьники способны адаптировать к таким повышенным нагрузкам. Однако очевидно, что это не пройдет без последствий. На выходе из школы мы имеем огромное количество больных детей. К примеру: подавляющее большинство молодых людей не пригодны к воинской службе.
Не нужно думать, что соматические проявления никак не связаны с психоэмоциональной дисфункцией. Любая дисфункция, дисгармония в психоэмоциональном развитии ребенка приводит к расстройству тех или иных функций организма.
Таким образом, действующая в стране система образования создала базу для формирования полностью больного поколения.
Как помочь своему ребенку?
Как помочь ребенку справиться с все возрастающими нагрузками в школе и избежать негативных последствий?
Некоторые родители принимают решение о переводе ребенка на семейное образование. Такая форма обучения предусмотрена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Учебный план при домашнем обучении позволяет организовать рабочее время ребенка максимально адаптировано под его психологические и физиологические особенности, сбалансировать время труда и отдыха. С каждым годом число детей «домашников» в нашей стране неуклонно растет.
Однако для большинства родителей такой вариант решения проблемы является неприемлемым. Так как же помочь ребенку справиться с нагрузками? Несколько советов:
- Постарайтесь сократить внешкольную нагрузку ребенка. Если ребенок ходит в музыкальную или художественную школу, и Вы видите, что ребенок очень утомлен в конце дня, возможно необходим пересмотреть свои приоритеты в пользу здоровья ребенка отказавшись от дополнительного обучения.
- Ограничьте пребывание ребенка за компьютером или смартфоном. Установите время, в течение которого ребенок может, например, поиграть в компьютерные игры или посмотреть мультфильмы. Врачи не рекомендуют младшим и средним школьникам играть на компьютере дольше получаса.
- Следите за тем, что бы Ваш ребенок высыпался, ложился спать и вставал в одно и то же время.
- Если школьник мало двигается, не посещает спортивные кружки и секции, обеспечьте ему максимальную двигательную активность и пребывание на свежем воздухе: прогулки в парке, пикники и экскурсии за город.
- Садиться делать домашнюю работу лучше всего после 15 часов, когда в организме наблюдается повышение трудоспособности. Следите за тем, что бы ребенок не отвлекался на телевизор или телефон, а также делал 10-минутные перерывы после каждых 40 минут занятий.
- Всегда будьте готовы оказать помощь ребенку в выполнении домашней работы, поощряйте его за успехи. Это повысит его мотивацию и благотворно подействует на психоэмоциональное состояние ребенка.