Penzadoctor - Новости - Новости

Могу ли я заразиться коронавирусом и заболеть?

Заразиться и заболеть все еще можно. Но шансы заразиться после прививки на порядок ниже, а болезнь, даже если и случится, почти точно пройдет довольно легко. Поэтому меры предосторожности придется соблюдать и дальше, до тех пор пока мы не сформируем коллективный иммунитет — то есть переболеть или привиться должны по меньшей мере 60-70 процентов населения.

Даже те вакцины, которые защищают человека надежно, не могут гарантировать эту защиту всем и каждому. Это справедливо даже для проверенных временем вакцин вроде полиомиелита или кори — они эффективны примерно на 99 процентов. Что и говорить о совсем свежих антикоронавирусных вакцинах — которые появились недавно, изучены слабо и наверняка потребуют доработки.

Но достичь ста процентов им мешают вовсе не недостатки в конструкции, а несовершенство человеческой иммунной системы. Вакцина знакомит организм с бактерией или вирусом, а дальше должны вступить в игру иммунные клетки. Но иммунный ответ может вообще не сформироваться — например, если человек болен иммунодефицитом. Поэтому для пожилых людей, которые слабее реагируют на инфекцию, ищут специальные лекарства, которые помогали бы раскрутить ответ на вакцину. Впрочем, даже у молодых и здоровых иммунитет может работать с разной силой.

В клинических испытаниях всех вакцин, которые сегодня одобрены в разных странах для профилактики COVID-19, нашлись люди, которые после вакцинации все равно заболели. В испытаниях вакцины Pfizer таких было 9 из 21 669 человек, у Moderna — 12 из 14 550, у российского «Спутника» — 8 из 14 095 (хотя окончательные данные третьей фазы испытаний еще не опубликованы). Исходя из этого, можно оценить вероятность, с которой заболеет человек, получивший ту или иную прививку — это 0,04-0,05 процента (для сравнения — риск заразиться без прививки еще недавно ученые оценили от 0,0001 процента для детей до 15 процентов для пожилых людей).

Эта оценка, впрочем, условная. Риск заболеть связан не только с наличием или отсутствием иммунного ответа, но и с вероятностью самой встречи с вирусом — а она уже зависит от социальной активности, числа контактов и эпидемиологической обстановки в конкретной стране в конкретный момент. К тому же, поскольку о симптомах (т.е непосредственно заболевании) участников испытаний врачи обычно узнавали по их собственным рассказам, не исключено, что заболевших на самом деле было больше — просто некоторые недооценили симптомы своей болезни или приняли их за обычное недомогание.

Тем не менее, если человек и заболеет после прививки, болезнь почти наверняка окажется мягкой: в некоторых испытаниях (Moderna и «Спутника») тяжелых случаев COVID-19 в группе вакцины вообще не возникло. При этом тяжелыми случаями врачи зачастую считали не только те, где участников пришлось везти в больницу. Например, в ходе испытаний Pfizer в тяжелые записали человека, у которого насыщение крови кислородом составило 93 процента (при норме больше 95) — хотя никаких других симптомов он не заметил, чувствовал себя хорошо и успешно пересидел болезнь дома.

Впрочем, риск заболеть и даже тяжело перенести болезнь может вырасти, если изменится сам коронавирус. Речь идет о новом «британском варианте» вируса, а с тех пор успели появиться и распространиться и другие варианты: например, бразильский и южноафриканский. Их мутации изменили форму того участка S-белка, который иммунитет учится распознавать на примере вакцин. Производители большинства вакцин утверждают, что проверяют свои разработки против новых вариантов вируса — и они по-прежнему эффективны. Однако есть данные и о том, что антитела, появляющиеся после вакцинации, хуже “липнут” к мутантным вирусным белкам.

Что нужно, чтобы узнать наверняка?

Дождаться, когда разработчики российских вакцин опубликуют результаты третьей фазы испытаний, а разработчики всех одобренных вакцин — результаты проверки вакцин против новых вариантов коронавируса.

(https://echo.msk.ru/)